Главная Новости Документы Контакты
  • Русский
  • Қазақ тілі
  • English
РОСТ ТАРИФОВ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ: ПОРА ВЫРАБОТАТЬ СТАБИЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ  
Железнодорожные тарифы в Казахстане продолжают расти с беспрецедентной частотой. Только за период 2023–2025 годы — более 10 пересмотров.

2023 год: январь: +5% (МЖС), апрель: +28,4% (МЖС), ноябрь: +11,4% (локомотивная тяга).
2024 год: январь: +5% (МЖС), июнь: +8,8% (МЖС), сентябрь: +13,3% (ЛТ), декабрь: +7,5% (МЖС).
2025 год: январь: +3% (МЖС), май: +35% (МЖС)

С 19 мая т.г. заявлено повышение на услуги ЛТ на 35% (12 мая в 16:00 ч. состоятся публичные слушания по данному вопросу).

Хотя в стране действует концепция 5-летних тарифов, фактически в законодательстве предусмотрено до 3 повышений в год. Сегодня таких оснований — уже 12.

Когда правила меняются по ходу игры — страдает не только бизнес, но и само понятие устойчивости. Если тарифы можно корректировать трижды в год по 12 основаниям, это уже не план — это хаос в обертке политики.
«Живи по правилам, иначе правила будут жить против тебя» (из «1984», Дж. Оруэлл).

КТЖ аргументирует повышение тарифов растущими потребностями инвестиционной программы и затратами на фонд оплаты труда, а также необходимостью обслуживания долговых обязательств.

​И сложно не согласиться с данными обоснованиями. Сегодня перед ж/д отраслью стоят амбициозные задачи, от эффективной реализации которых во многом зависит экономическое развитие страны. Наряду с необходимостью вложений в обновление выбывающих активов отрасли, требуются огромные инвестиции в наращивание инфраструктуры и транспортно-логистических мощностей.

​При этом, учитывая, что много лет КТЖ перевозит многие группы грузов по тарифам ниже себестоимости оказываемых услуг, необходимость в их росте безусловна.

Однако, важно этот процесс сделать управляемым. Тарифная политика должна быть предсказуемой и прозрачной. Это вопрос не только для КТЖ, но и для бизнеса, потребителей и государства.

Нужен открытый диалог и устойчивые, понятные «правила игры» — чтобы тарифы способствовали развитию, а не тормозили планирование и инвестиции.
История подтверждает это. В середине 1800-х годов в Британии начался бум железных дорог — строительство и инвестиции росли лавинообразно, но… в условиях отсутствия прозрачных правил и госрегулирования. В результате — спекуляции, завышенные тарифы, банкротства, и как следствие — кризис доверия.

Так и сейчас: без четких, стабильных и справедливых правил рынок перевозок рискует войти в фазу «лихорадки» — с ростом цен и хаосом в планировании.23914:47